Аудиторская фирма «Бухгалтер»
 

Качество основанное на квалификации

Налоговые новости

Консультация на тему налогообложения средней заработной платы военнослужащим по призыву и мобилизации. 30.03.2015

Консультация на тему налогообложения средней заработной платы военнослужащим по призыву и мобилизации.

Житомирский апелляционный административный суд
Определение от 18 февраля 2015 № 817/4004/14
Со средней заработной платы, начисленной военнослужащим по призыву по мобилизации единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц не начисляются

Житомирский апелляционный административный суд <...>, рассмотрев в письменном производстве апелляционную жалобу Дубенской ОГНИ ГУ Миндоходов в Ривненской области на постановление Ривненского окружного административного суда от 14 января 2015 года по иску ЛИЦО_3 к Дубенской ОГНИ ГУ Миндоходов в Ривненской области о признании действий противоправными и обязательстве совершения определенных действий, установил:
Ривненский окружной административный суд постановлением от 14 января 2015 года иск удовлетворил.
Признал противоправными действия Дубенской ОГНИ ГУ Миндоходов в Ривненской области по отчислению из заработной платы ЛИЦО_3 денежных средств в сумме 1569 грн. 26 коп.
Обязал Дубенскую ОГНИ ГУ Миндоходов в Ривненской области выплатить ЛИЦО_3 незаконно отчисленные денежные средства из заработной платы в сумме 1569 грн. 26 коп.
Не соглашаясь с принятым постановлением, ответчик по делу обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой <...> в частности, указывает, что в настоящее время отсутствует порядок компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. Истцу был выплачен средний заработок из фонда заработной платы Дубенской ОГНИ, а не компенсация из бюджета, а потому Дубенская ОГНИ правомерно удержала из его заработка налог с доходов физических лиц и единый социальный взнос.
Согласно ст. 197 КАС Украины суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в порядке письменного производства по имеющимся по делу материалам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая следующее.
ЛИЦО__3 обратился в суд с иском к Дубенской ОГНИ ГУ Миндоходов в Ривненской области (далее – Дубенская ОГНИ), в котором, с учетом заявления об увеличении исковых требований
от 05.01.2014 г., просил признать действия по отчислению из заработной платы денежных средств в сумме 1 569,26 грн. противоправными и обязать выплатить незаконно отчисленные денежные средства из заработной платы в сумме 1 569,26 грн.
Обосновывая исковые требования, истец указал, что из его заработной платы из компенсированного среднего заработка ответчиком был противоправно удержан налог с доходов физических лиц и единый социальный взнос, поскольку на время осуществления выплат средней заработной платы на время военной службы по призыву во время мобилизации (июль 2014 года) вступил в силу Закон Украины № 1275 от 20.05.2014 года «О внесении изменений в некоторые законодательных актов Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» (Опубликован в Бюллетене № 25/2015 пп. 23.9.1). Считает действия ответчика по отчислению из заработной платы денежных средств в сумме 1 569,26 грн. противоправными и противоречащими действующему законодательству.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что ЛИЦО_3 работало на должности главного государственного инспектора отдела информационных технологий и учета плательщиков Дубенской объединенной государственной налоговой инспекции Главного управления Миндоходов в Ривненской области.
Согласно Указу Президента Украины от 17.03.2014 года «О частичной мобилизации» и согласно  мобилизационному распоряжению Дубенско-Радивиливского объединенного районного
военного комиссариата № 350 от 18.03.2014 года истец был призван на воинскую службу на особый период (а. с. 5).
Приказом Дубенской ОГНИ № 20-в от 18.03.2014 года уволен 18.03.2014 года с занимаемой должности главного государственного инспектора отдела ИТ и учета плательщиков Дубенской ОГНИ ЛИЦО_3 в связи с призывом на воинсую службу согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗОТ Украины (а. с. 6).
26.06.2014 года в связи с окончанием прохождения истцом воинской службы на особый период Дубенской ОГНИ принят приказ № 26-об, которым отменен приказ № 20-в от 18.03.2014 года «Об увольнении ЛИЦА_3» и освобождено ЛИЦО_3 от выполнения обязанностей главного государственного инспектора отдела ИТ и учета плательщиков Дубенской ОГНИ с 19.03.2014 года, в связи с призывом на воинскую службу во время мобилизации на особый период, но не более одного года с сохранением места работы и должности. Главному бухгалтеру – заведующему сектором финансово-экономической работы и бухгалтерского учета ЛИЦО_4 приказано с 19.03.2014 года компенсировать ЛИЦУ_3 из бюджета среднюю заработную плату на особый период, но не более одного года за счет денежных средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины (а. с. 7).
В этот же день на основании приказа Дубенской ОГНИ № 28-в от 26.06.2014 года ЛИЦО_3 приступило к выполнению обязанностей главного государственного инспектора отдела ИТ и учета плательщиков с полным рабочим днем (а. с. 8).
В июле 2014 года истцу был компенсирован средний заработок на время военной службы по призыву во время мобилизации за период с 18.03.2014 г. по 30.04.2014 г., что подтверждается расчетным листом.
В дальнейшем Дубенской ОГНИ при выплате заработной платы за ноябрь 2014 года с ЛИЦО_3 был удержан налог с доходов физических лиц за март 2014 года в сумме 149,88 грн. и апрель 2014 года – в сумме 347,66 грн. и единый социальный взнос за март, апрель 2014 года – в сумме 64,92 грн. и 150,57 грн. соответственно. В свою очередь, в декабре 2014 года ответчиком из заработной платы ЛИЦО_3 удержан налог на доходы физических лиц за май и июнь 2014 года в сумме 314,35 грн. и 283,12 грн. соответственно и единый социальный взнос за май и июнь 2014 года – в сумме 136,14 грн. и 122,62 грн. соответственно.
В соответствии с требованиями ст. 39 Закона Украины от 25.03.1992 г. № 2232-ХII «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 2232) (Опубликован в Бюллетене № 25/2014 с. 12) призыв военнообязанных и резервистов на военную службу во время мобилизации проводится в порядке, определенном данным Законом и Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации».
Указами Президента Украины от 17.03.2014 г. № 303/2014 и от 06.05.2014 г. № 454/2014 «О частичной мобилизации», утвержденными Законами Украины от 17.03.2014 г. № 1126-VII и от 06.05.2014 г. № 1240-VII, объявлена и проводится частичная мобилизация.
8 июня 2014 года вступил в силу Закон Украины от 20.05.2014 г. № 1275-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов при проведении мобилизации» (далее – Закон № 1275) (Опубликован в Бюллетене № 25/2014 пп. 23.9.1).
Законом № 1275 внесены изменения в ряд действующих законодательных актов Украины, в том числе Кодекс законов о труде Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Украины, Законы Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О воинской обязанности и военной службе», «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (Опубликован в Бюллетене № 5/2015 р. VIII) и т. п.
Пунктом 2 «Заключительных положений» Закона № 1275 распространено действие частей второй и третьей статьи 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», части третьей статьи 2 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц» и части третьей статьи 119 Кодекса законов о труде Украины в редакции данного Закона на граждан Украины, которые начиная с 18 марта 2014 года были призваны на воинскую службу на основании Указа Президента Украины от 17 марта 2014 года № 303 «О частичной мобилизации», утвержденного Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации».
Статьей 119 КЗоТ (с изменениями, внесенными Законом № 1275) предусмотрено, что за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет денежных средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном КМУ.
В соответствии с пп. 165.1.1 ст. 165 НКУ (с изменениями, внесенными Законом № 1275) в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включается сумма денежного довольствия (в том числе в натуральной форме), предоставляемого физическим лицам или членам их семей (дети, жена, родители), военнослужащим, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», и/или компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.
Согласно части седьмой ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (Опубликован в Бюллетене № 5/2015 р. VIII) (с изменениями, внесенными Законом № 1275) не начисляется единый взнос на выплаты, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.
Материалы дела свидетельствуют, что ЛИЦО_3 находился на военной службе во время мобилизации в период с 18.03.2014 г. по 26.06.2014 г., то есть в срок, не превышавший срок, определенный ст. 119 КЗоТ.
Также материалы дела свидетельствуют, что на выплаты, которые компенсировались ЛИЦО_3 в пределах среднего заработка, начислен и удержан налог с доходов физических лиц и единый социальный взнос.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Дубенская ОГНИ, отчисляя из заработной платы ЛИЦО_3 налог с доходов физических лиц и единый социальный взнос за период март – июнь 2014 года, то есть за период прохождения истцом военной службы во время мобилизации, на общую сумму 1569,26 грн., действовала не на основании, не в пределах полномочий и не способом, которые определены действующим законодательством Украины.
Коллегия судей отклоняет доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии определенного порядка возмещения компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка мобилизованных работников и отсутствии в Государственном бюджете Украины денежных средств, предусмотренных на выплату указанных компенсаций, поскольку действующим законодательством в данных случаях не ставится в зависимость выполнение части седьмой ст. 7 Закона Украины
«О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и
пп. 165.1.1 ст. 165 НКУ от того, существует ли механизм возврата соответствующих денежных средств из бюджета, и от того, заложены ли такие средства в Государственном бюджете.
Коллегия судей также обращает внимание на то, что согласно приказу 26-в от 26.06.2014 года (а. с. 7) главному бухгалтеру приказано с 19.03.2014 года компенсировать ЛИЦУ_3 из бюджета средний заработок на особый период. Компенсация истцу выплачена, что подтверждается материалами дела. Таким образом, при ее выплате ответчик обязан был выполнить требования действующего законодательства, а именно: пункта 165.1 статьи 165 Налогового кодекса Украины (с изменениями, внесенными Законом № 1275) и статьи 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (с изменениями, внесенными Законом № 1275) независимо от того, из какого фонда был выплачен средний заработок истцу.
Следовательно, суд пришел к правомерному выводу о правомерности требований истца и их удовлетворении в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы опровергаются вышеизложенным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменений.
Руководствуясь ст. 195, 197,198, 200, 205, 206 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд определил:
Апелляционную жалобу Дубенской объединенной государственной налоговой инспекции Главного управления Миндоходов в Ривненской области оставить без удовлетворения, а постановление Ривненского окружного административного суда от 14 января 2015 г. без изменений.
Постановление вступает в законную силу через пять дней после направления его копий лицам, участвующим в деле, и может быть обжаловано в течение двадцати дней путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Высший административный суд Украины.
                                                                               Председательствующий судья Л. О. Зарудная
Судьи Т. В. Иваненко, И. Г. Охримчук

Возврат к списку