Аудиторская фирма «Бухгалтер»
 

Качество основанное на квалификации

Справочные материалы

Письмо о применении РРО от 10 февраля 2015 02.03.2015

Письмо о применении РРО от 10 февраля 2015

Государственная фискальная служба Украины
Письмо от 10 февраля 2015 № 4315/7/99-99-22-07-03-17
О применении РРО

Законом Украины от 28 декабря 2014 года № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее – Закон № 71) внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – Кодекс) и, в частности, Закон Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) (Опубликован в Бюллетене № 4/2015 р. VIII).
Целью изменений в Кодекс и Закон № 265 является усовершенствование механизма их применения и предотвращения возможных нарушений со стороны субъектов хозяйствования, которые осуществляют наличные расчеты за товары (услуги).
Основным изменением является то, что в соответствии с пунктом 296.10 Кодекса плательщики единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют регистраторы расчетных операций (дальше – РРО).
Во всех иных случаях плательщики единого налога физические лица – предприниматели второй и третьей групп обязаны применять РРО.
Указанные изменения касаются конкретно определенного способа деятельности, а не отдельных форм осуществления хозяйственной деятельности и системы налогообложения. В частности, указаны физические лица – предприниматели, которые являются плательщиками единого налога, имеют возможность проводить расчеты без применения РРО, а другие субъекты хозяйствования будут руководствоваться нормой относительно обязательства выдавать лицу, которое получает товар (услугу), расчетный документ установленной формы. При этом указанные изменения, в соответствии с «Заключительными положениями» Закона № 71, вступают в силу:
– для плательщиков единого налога третьей группы – с 1 июля 2015 года;
– для плательщиков единого налога второй группы – с 1 января 2016 года.
В то же время изменениями в «Переходные положения» Кодекса (пункт 28) установлено, что плательщики единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп, кроме определенных в пункте 296.10 Кодекса, которые с 1 января 2015 года до 30 июня 2015 года включительно начали применять в собственной хозяйственной деятельности зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО, с даты начала применения РРО до 1 января 2017 года освобождаются от проведения в соответствии с нормами данного Кодекса проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО.
Абзац первый статьи 3 Закона № 265 изложен в следующей редакции: «субъекты хозяйствования, которые осуществляют операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денежных средств для дальнейшего их перевода, обязаны:» и далее по тексту.
Указанные изменения в Закон, предложенные Национальным банком Украины, связаны с распространением применения программно-технических комплексов самообслуживания (далее – ПТКС) (в том числе не только для перевода наличных денежных средств, а также и для оплаты товаров, услуг) и обеспечением контроля за наличным обращением.
То есть с 01.01.2015 г. субъекты хозяйствования, которые используют ПТКС при расчетах за реализованные товары (предоставленные услуги), должны выдавать покупателю расчетный документ установленной формы (фискальный чек).
Пунктом 2 статьи 3 Закона № 265 предусмотрено, что субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме, обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму осуществленной операции.
Одновременно из Закона № 265 исключен пункт 13 статьи 9 об освобождении от применения РРО и РК при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции), то есть сети Интернет.
То есть субъекты хозяйствования при продаже товаров в сети Интернет, в том числе физические лица – предприниматели – плательщики единого налога 2 и 3 групп (начиная с определенного Кодексом для каждой группы срока), должны применять РРО и выдавать покупателю расчетный документ установленной формы.
Такие изменения вызваны значительным распространением продажи товаров (услуг), заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, необходимостью защиты прав потребителей в случае получения недоброкачественного товара (услуги) и создания возможности обращения в судебные органы для защиты прав и невозможности оборота контрафактных и контрабандных товаров.
Пункт 9 статьи 3 Закона № 265 изложено в следующей редакции: «ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) фискальные отчетные чеки в случае осуществления расчетных операций и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций».
Слова «в случае осуществления расчетных операций» дополнено для избежания неоднозначной трактовки нормы по печатанию «z-отчетов» (фискальных отчетных чеков) в случае, когда в конкретный день расчетные операции через РРО не проводились.
В пункт 1 статьи 9 Закона 265 внесены изменения об обязательном применении РРО и РК при предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.
В связи с изложенным расширяется область применения РРО предприятиями, которые предоставляют услуги (парикмахерские, салоны красоты, спортивные клубы, химчистки, сервисные центры по ремонту бытовой техники и т. п.), что также будет способствовать защите прав потребителей в случае получения недоброкачественных услуг и создаст возможность обращения в судебные органы для защиты прав, сделает невозможным оборот контрафактных и контрабандных товаров и обеспечит надлежащий контроль оборота наличных денежных средств.
Таким образом, предприятия сферы услуг при проведении расчетов должны применять РРО на общих основаниях.
Пункт 2 статьи 9 Закона 265 изложен в следующей редакции: «при выполнении всех банковских услуг, кроме операций по купле-продаже иностранной валюты, и операций коммерческих агентов банков по приему наличных денежных средств для дальнейшего их перевода».
Следовательно, РРО должны применяться при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты, а также операций коммерческих агентов банков по приему наличных денежных средств для дальнейшего их перевода, в том числе с применением ПТКС (с обязательным соблюдением требований статьи 3 данного Закона).
То есть с 01.01.2015 г. при использовании субъектами хозяйствования ПТКС должны обеспечить выдачу покупателю расчетного документа установленной формы (фискального чека).
Пункт 8 раздела II «Заключительные положения» Закона № 265 дополнен абзацами вторым и третьим:
«С 1 января 2015 года разрешается первичная регистрация только регистраторов расчетных операций, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), регистраторов расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты.
Разрешается до 1 января 2016 года использование электронных контрольно-кассовых аппаратов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, которые создают контрольную ленту в печатном виде и предоставляют в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, содержащуюся в их фискальной памяти, и при этом не предоставляют электронных копий расчетных документов».
Таким образом, пользователям зарегистрированных и введенных в эксплуатацию до 01.01.2015 г. электронных контрольно-кассовых аппаратов, которые предоставляют в органы фискальных органов только информацию об объеме расчетных операций (X– отчеты), установлен переходный период продолжительностью 1 год для доработки или замены существующей кассовой техники на такую, которая обеспечивает предоставление по электронным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков.
Пункт 9 Закона № 265 изложен в следующей редакции: «Временно до 1 июля 2015 года субъекты хозяйствования освобождаются от санкций за нарушение требований данного Закона при предоставлении услуг в случае проведения расчетов в кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке; при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае если эти операции осуществляются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов в соответствии с нормативными актами Национального банка Украины, и операциями коммерческих агентов банков по приему наличных денежных средств для дальнейшего их перевода; при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции)».
Следовательно, указанные субъекты хозяйствования, которые с 01.01.2015 года должны применять РРО, освобождаются от санкций за нарушение требований данного Закона на полгода, что дает им возможность зарегистрировать, ввести в эксплуатацию соответствующие РРО для выполнения требований действующего законодательства.
Также пунктом 3 «Заключительных положений» Закона № 71 установлено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей с объемом дохода до 20 миллионов гривень за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины.
Указанное ограничение не распространяется с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное и требования пункта 80.2 статьи 80 Кодекса, фактические проверки могут проводиться при наличии оснований, предусмотренных Кодексом, и в случае если субъект хозяйствования:
– осуществляет реализацию подакцизных товаров;
– занимается видами хозяйственной деятельности, подлежащими лицензированию, а также при проведении проверок субъектов хозяйствования – физических лиц – предпринимателей по вопросам полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
С целью доведения указанной информации до сведения налогоплательщиков обязуем:
– осуществить соответствующие публикации в печатных и электронных средствах массовой информации;
– обнародовать информацию на веб-порталах главных управлений ГФС, в частности, в виде бегущей строки;
– провести соответствующие мероприятия по информированию пользователей РРО и ЦСО в главных управлениях и подчиненных государственных налоговых инспекциях;
– провести встречи, круглые столы и семинары с налогоплательщиками – пользователями РРО с привлечением представителей центров сервисного обслуживания РРО.
Председатель И. О. Билоус

Возврат к списку